«Визуальное мышление» Рудольфа Арнхайма, издательство University of California Press
Объединяя искусство и психологию, Арнхайм (1904 – 2007) замечательно объясняет восприятие в контексте эстетической образности. Его точка зрения, в особенности в «Визуальном мышлении» заключается в том, что мышление основывается на восприятии. Эту книгу, впервые опубликованную 35 лет назад, нужно покупать вместе с книгой «Искусство и визуальное восприятие: психология творческого восприятия», и ее нужно читать не только художникам, но и арт-критикам, чтобы понять психологию, которая стоит за нашим восприятием искусства.
«Camera Lucida» Ролана Барта,
издательство Farrar Straus and Giroux and Hill and Wang (MacMillan)
Ролан Барт – важный автор во французской семиотике. Его тексты легли в основу кодификации культуры. Среди его текстов можно найти провокативные руминации «Образа – музыки – текста» и личное высказывание «Дискурса любовника», но «Camera Lucida», с лирическими и одновременно строгими размышлениями о природе образности Ричарда Аведона и Роберта Мэпплтора, возможно, является самым долгосрочным вкладом автора в литературу по искусству.
«Способ видеть», Джон Бергер, издательство Viking (Pengiun Group)
Бергер написал это произведение в 1972 году по мотивам оригинального, очень успешного телесериала BBC с одноименным названием. Усвоив сложные идеи о тиражировании образов и поп-культуре, своей книгой «Способ видеть» он познакомил с теорией массы. Он рассказывает об образности в рекламе, концепции оригинальности и субъективности восприятия. Пока другие авторы развиваются многочисленные темы, которых он касается, текст Бергера остается обязательным чтением, благодаря своему лаконичному изложению и впечатляющей компиляции сложной теории.
«История искусства, 4-е издание», Мэрилин Стокстад и Майкл В. Котрен, издательство Pearson
Долгое время на рынке учебников истории искусства лидировала книга Гарднера «Искусство через века» (уже 13-е издание) и «История искусства Дженсона: западная традиция» (8-е переиздание). В последнее время в учебных заведениях обратились к книге Мэрилин Стокстад и Майкла В. Котрена «История искустсва». Это более свежее издание, больше ориентированное на студентов, всестороннее и интерактивное. «История искусства» — такая же большая книга, но не такая дорогая, как ее уродливые предшественники. Она больше похожа на научно-исследовательскую работу; в ней приводятся интересные cхемы, фактология, методические указания, она сопровождается дополнительным программным обеспечением, а добротная ревизия истории искусства в хронологическом порядке делает книгу еще более интересной.
Кроме того, по сравнению с небольшими репродукциями Гарднера, Стокстад и Котрен не экономят на качестве и размере иллюстраций. Таким образом, учебник является хорошим справочником, не только в информативном, но и в визуальном плане.
«Чтение по континентальной эстетике, 2-е издание», редактор Клайв Казо, издательство Routledge
Это издание отличается от другой антологии «Искусство и теория» своей уникальной структурой: издание организовано по принципу исторических течений и культурной знаковости. В книге семь разделов; она развивается от немецкой эстетики к постмодернизму, сопоставляя историю искусства с литературой, социологией, философией в работах Джорджио Агамбена, Славоя Жижека, Эммануила Канта, Г.В.Ф. Гегеля и многих других. По сравнению с антологией
«Искусство и Теория», эта книга имеет более широкую область применения, и она будет интересна художникам, работающих в междисциплинарных областях.
«Поток: психология благоприятного опыта», Михалы Чиксзентмихалы (Mihaly Chikszentmihaly), издательство Harper Collins
Это необычный взгляд с точки зрения психолога на то, что мы называем «попаданием в зону»; это понятие венгерский психолог с непроизносимой фамилией Михалы Чиксзентмихалы называет «потоком». В центре внимания автора – радость и счастье, что отличает эту книгу от других, и делает чтение подходящим для людей искусства.
«История красоты» и «Об уродстве», Умберто Эко, издательство Rizzoli New York
Ладно, на самом деле это две книги, но на самом деле это половинки одного целого. Для художников, интересующихся эстетической теорией, телесностью и китчем, Эко – важный человек. Культурный критик, широкие познания которого раскрываются в истории c захватывающей фабулой (конечно, он же, кроме того, знаменитый писатель-постмодернист), которая непосредственно сопровождается визуальными примерами. Обладающий широкими познаниями в искусстве и философии, он приводит исчерпывающий список примеров, в том числе, рассказывает о Босхе, Брейгеле, Гойе, Милтоне, Гёте и древнегреческих амфорах.
«Почему искусству нельзя научить: пособие для студентов, изучающих искусство», Джеймс Элкинс, издательство University of Illinois Press
Элкинс исследует устройство художественного образования, фиксируя под микроскопом сложную для понимания системы оценку в художественном образовании. Готовитесь ли вы к первой рецензии или собираетесь на развеску большой ретроспективы, соображения автора относительно того, что работает, а что нет, и как следует воспринимать критику, бесценны. Ни один автор до сих пор не касался этой темы настолько подробно.
«Искусство в теории: 1900 – 2000: антология меняющихся идей, 2-е издание», под редакцией Чарльза Харрисона и Пола Дж. Вуда, издательство Wiley
Это одна из самых популярных антологий по теории современного искусства; это издание имеет важное значение, так как в нем много информации по основным источникам. В новом издании, в которое вошла история искусства 90-х годов, опубликованы эссе, написанные по заказу исторически значимых художественных течений, например, в нем есть тексты Жоржа Брака, Пабло Пикассо, Джорджо де Кирико, Марселя Дюшана, Марка Ротко, Фрэнсиса Бэкона и многих других. Многих, многих других. Это большая книга, но пусть вас это не пугает.
«Произведение искусства», Хизер Дарси Бандари и Джонатан Мельбер, издательство Simon& Schuster
Не всякий художник нуждается в руководстве, как сделать карьеру, но для тех, кому это необходимо, нет ничего лучше. Автор книги – директор галереи и юрист по вопросам искусства. Это первый справочник по карьере в сфере искусства, который дает здравые советы о деловой стороне вопроса.
|
Комментариев нет:
Отправить комментарий